KazakhRussianEnglish (United Kingdom)

 

Правильно выбранная модель коммерциализации технологий – ключ к развитию инновационной экономики

06.03.2014

 

Как известно, невозможно перейти к инновационной экономике в одночасье. Это показывает и стратегия Казахстана, направленная на инновационный путь развития экономики, начатая с 2008 года. Как отмечает Шебнем Аккая, Постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане, в мире не существует определенной модели инновационного развития – каждая страна должна найти свою «собственную модель».

 

Действительно, Правительством Республики Казахстан до сегодняшнего дня в данном направлении экономики, в сравнении со странами «постсоветского периода», сделано очень многое.

 

По заданию Главы государства приняты Государственные программы развития экономики, разработаны Программы форсированного индустриально-инновационного развития страны, Дорожные карты бизнеса, созданы соответствующие финансовые институты развития, разработаны меры поддержки по коммерциализации идей, технологий и иных остро востребованных бизнесомрешений, инновационных проектов путем грантового финансирования через структуры МИНТ РК - АО «Национальное агентство по технологическому развитию» и МОН РК - ТОО «Центр коммерциализации технологий».

 

В свою очередь АО «НАТР» в целях активизации процессов коммерциализации технологий практически во всех ВУЗах и НИИ создал Офисы коммерциализации технологий, которые призваны оказывать консультативную помощь ученым и новаторам при подготовке и подаче конкурсной документации на финансирование через различные гранты.

 

Вместе с тем, несмотря на большую линейку предоставляемых государственными институтами условий, для активного вовлечения образованной части населения в инновационные процессы, особенно студенческой молодежи, ученых и новаторов по внедрению креативных идей, уникальных технологий и нестандартных решений в экономический оборот, активность населения, в плане массового участия в процессах инновационного развития, остается на неадекватно низком уровне к объемам оказываемых услуг.

 

Здесь, на мой взгляд, сказывается отсутствие прослойки «менеджеров науки», людей, умеющих связывать результаты науки с производством, бизнес-средой, умеющих увидеть маркетинговую нишу на рынке продуктов. Конечно, по сравнению с розничной торговлей это долгий процесс, имеющий технические, технологические, рыночные и даже политические риски.

 

В этой связи институтам развития в своих обучающих семинарах, тренингах необходимо обратить особое внимание на подготовку специалистов, имеющих навыки по созданию новых малых предприятий, предприятий опытно-промышленного, опытно-испытательного образца, внедряющие новые технологии, по умению найти новыми субъектами бизнеса своей ниши или доли на рынке, риск-менеджеров и т.д.

 

Кроме того в схеме финансирования проектов по гранту должны быть предусмотрены следующие обязательные условия: на первой стадии конкурса, без предоставления финансов, проект должен пройти тщательную экспертизу на востребованность и реализуемость. На второй стадии конкурсапрошедшие проекты должны иметь права создавать юридическое лицо с участием автора(ов) и команды проекта, на счет которого должны перечисляться грантовые средства, предназначенные для реализации проекта. Тогда появится заинтересованность у участников проекта создавать команду из реальных специалистов, довести свое дело до логического конца, а для контроля целевого использования финансовых средств можно внести в состав управленцев финансового наблюдателя от грантодателя или требовать соответствующую финотчетность.

 

 

 

Сотрудник

Офиса коммерциализации

РГП «НЦ КПМС РК»

Сарсебаев Б.А.